СЛАВЯНОФИЛЬСТВО


СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
- одно из ведущих идейных и общественно-политических течений в России XIX в.

Термин "С." появляется в первые десятилетия XIX в. в ходе полемики между двумя группами литераторов - карамзинистами и шишковистами. Название закрепилось за той частью русских литераторов (А.С. Шишков и его школа), которые стремились сохранить имевшиеся в литературном языке славянизмы и даже пополнить лексику заимствованиями из лексики славянского языка. В конце 30-х чале 40-х гг. XIX в. термины "славянофил", "славянофильство" вновь являются в обращении (их ввод оборот "западники" Т.Н. Гранов А.И. Герцен, В.Г. Белинский). Сами "славянофилы" предпочитали наименования: "москвичи", "московская демократия" (в противовес своим противниц обосновавшимся в Санкт-Петербург "восточники".

С.- исторически первая разность консервативной идеологии. Основные представители С. - Алексей Степанович Мяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-И Юрий Федорович Самарин (1817 1876). Н.П.Огарев называл славянофилов "пророками русского графического развития". СВ. как в определённом идеологическом феномене различимы три основных компонента. Первый из них - социальный, второе место в нем занимает проблема русской сельской общины. Второй - национальный; он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры исторической роли России. Третий религиозно-идеалистическая философия, полемически обращенная против рационализма.

Славянофильская идеология - основная часть общеевропейского протеста против утверждающегося буржуазного общества просветительской идеологии.

В политической концепции славянофилов центральную роль играют понятия - "земля" и "государстве".

Под "землей" славянофилы понимали "общественно-человеческое начало", "неопределенное и мирное состояние народа", "душу народа". Государство - власть внешняя, сила, охраняющая землю, "дело государево". Ставшая важным элементом славянофильской идеологии концепция "земли" и "государства" активно использовалась славянофилами в критике Запада и западного влияния, с ее помощью обосновывалась идея особого исторического пути русского народа, предпочитающего "путь внутренней правды" (христианско-нравственное устройство жизни в рамках крестьянской общины) "внешней правде" (политико-правовая организация общества западного типа). Русский самодержавный строй, по славянофильской теории, наиболее полно соответствовал своей сущности в эпоху Московского царства. Реформы Петра I во многом нарушили его органику - началось сползание к абсолютизму, до той поры для России не характерному, но часто встречающемуся на Западе. Вклинившись инородным элементом в тело русской государственности, бюрократия с XVIII в. начала растягивать и рвать живую ткань социального организма, разделяя народ на две части - простой народ и беспочвенную интеллигенцию. Многие исследователи славянофильства подчеркивают, что славянофилы отнюдь не хотели вернуть Россию к давно прошедшим временам, а лишь стремились развить отодвинутые европеизацией страны исконные "начала" русской жизни. Не предполагая воскрешения идеальных "основ" (а тем более мелочей быта, нравов), концепция славянофилов указывала лишь на разумное привнесение самих начал, когда-то отвергнутых. К числу таких "начал" должны быть отнесены православие, единение сословий ("общинность", "соборность") и смирение (как существеннейшая черта русского национального характера).

Славянофилы сформулировали идею особого русского пути, развиваясь по которому Россия сможет донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. По мнению ФА. Степуна, "противополагая ранних славянофилов западникам, не должно забывать, что в известном смысле они отнюдь не менее западники, чем их противники. Разница только в том, что для славянофилов истинный запад - запад христианского средневековья и пореволюционной философии традиционализма и романтики; для западников же подлинный запад - запад уже преодоленного в романтизме просвещенческого рационализма и грядущего социально-политического господства народных масс".


Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики. . 2001.

Синонимы:

Смотреть что такое "СЛАВЯНОФИЛЬСТВО" в других словарях:

  • славянофильство — славянофильство …   Орфографический словарь-справочник

  • СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — идейное движение в России. Возникло в 30 х годах 19 в. и возглавлялось И. В. Киреевским, братьями Константином (1817 1860) и Иваном (1823 1886) Аксаковыми и Алексеем Хомяковым. Ссылаясь на историю философии Гегеля и интерес Гердера к слав,… …   Философская энциклопедия

  • Славянофильство — течение общественной мысли в России в 1840 х 1860 х гг. Это название было применено в 40 х гг. к тому кругу деятелей, к рый в лице И.В.Киреевского (1808 1856), А.С.Хомякова (1804 1860), К.С.Аксакова (1817 1860), Ю.Ф.Самарина (1819 1876) и др.… …   Литературная энциклопедия

  • СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — СЛАВЯНОФИЛЬСТВО, славянофильства, мн. нет, ср. (книжн., ист.). Националистическое течение русской общественной мысли середины 19 века, выражавшее интересы крепостнического дворянства и утверждавшее, в противовес западничеству, что Россия… …   Толковый словарь Ушакова

  • Славянофильство — Популярное, начиная с 1840 х гг., обозначение круга идей некоторых русских мыслителей и литераторов. Они, в отличие от своих идейных противников «западников» (см. Западничество), настаивали на «особом пути России», считали, что она должна… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — возникшее у нас в России в 30 х годах прошлого столетия литературное и общественное движение, выразившееся в стремлении к самобытности, в желании освободиться из под влияния Западной Европы. Благодаря очень горячему спору, который завязался между …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Славянофильство — направление русской общественной и философской мысли 40 50 х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновывавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Славянофильство выступило как антипод западничеству. Большой толковый… …   Энциклопедия культурологии

  • СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — (СЛАВЯНОЛЮБИЕ) религиозно философское течение русской общественной мысли к. 30 н. 60 х 19 в., в основе которого лежала проблема осмысления исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. С. существовало и развивалось в …   Новейший философский словарь

  • СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — СЛАВЯНОФИЛЬСТВО, а, ср. В России в середине 19 в.: идейно политическое течение, представители к рого противопоставляли исторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировали патриархальные черты русского быта и культуры …   Толковый словарь Ожегова

  • славянофильство — сущ., кол во синонимов: 3 • панславизм (4) • славянизм (3) • славянолюбие (1) …   Словарь синонимов

  • СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — vophilia; нем. Slavophilie; Slawophi lentum. Направление русской обществ, и фи лос. мысли 40 50 гг. XIX в., выступившее с обоснованием самобытного пути истор. развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути. см. ЗАПАДНИЧЕСТВО …   Энциклопедия социологии

Книги

  • Славянофильство и либерализм, П. Линицкий. Во введении автор кратко характеризует два направления философской мысли того времени: западничество и славянофильство, их отношение к религии. В последующих главах автор рассматривает… Подробнее  Купить за 2036 руб
  • Славянофильство, Н. И. Цимбаев. Для специалистов-историков и читателей, интересующихся отечественной историей, выходит новое, исправленное и дополненное издание монографии доктора историческихнаук, профессора Н. И.… Подробнее  Купить за 945 руб
  • Славянофильство, Н. И. Цимбаев. Монография представляет собой обобщающее исследование истории славянофильского кружка, десятилетия игравшего заметную роль в общественно-идейной жизни России. Прослежены социальные… Подробнее  Купить за 530 руб
Другие книги по запросу «СЛАВЯНОФИЛЬСТВО» >>